All-Russian Research Institute of Horse Breeding

Селекционный центр по советской
тяжеловозной породе лошадей

О породе

Исторические сведения

image

Фундаментом будущей советской тяжеловозной породы стали брабансоны – бельгийские рабочие лошади. Которых скрещивали с лошадьми других пород и местными лошадьми упряжного типа. В дальних рядах родословной советских тяжеловозов можно битюгов, першеронов, арденов, суффольков. Брабансоны стали основным фундаментом советской тяжеловозной породы. Разведение крупных тяжеловозов в нашей стране началось в основном в конце XIX века, когда развивающаяся промышленноcть и города потребовали крупную транспортную лошадь, с большой грузоподъемностью. Разведение крупных тяжеловозов в крестьянских хозяйств захватило большое полукольцо, охватывающее Москву и крупные промышленные районы России – Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Воронежской областей и Республики Мордовии. Популярность, которую к этому времени приобрели брабансоны в Европе и их относительная дешевизна, явилась основной причиной того, чтобы именно эта порода стала вытеснять арденов, першеронов и других тяжеловозов в конных заводах России и государственных заводских конюшнях. Племенная работа проводилась в основном методом поглотительного скрещиваниях, с использованием в маточном составе помесей других тяжеловозных пород, а также просто хороших кобыл из рабочего состава, в качестве производителей использовались выводные жеребцы, в дальнейшем помесей разводили «в себе». Так, к 1904 году в России было 435 конных заводов, которые разводили брабансонов, большинство из них было некрупными (до 30 кобыл). Разводили брабансонов и в известном Хреновском конзаводе. Племенная работа с породой в Хреновском к/з была начата в 1889 г. на основе группе кобыл, полученных путем сложного межпородного скрещивания. Брабансонское отделение Хреновского к/з во время первой мировой войны было передано в Починковскую государственную заводскую конюшню, преобразованную затем в конный завод. Под влиянием более сурового климата, условий содержания и кормления лошадей, лошади стали более сухими и подвижными. В большинстве случаев тяжеловозные лошади, в том числе и племенные кобылы, использовались на различных сельскохозяйственных работах, молодняк с 1,5 лет приучался к легкой работе. В 1926 -1929 гг было выведено из Бельгии, Голландии и Германии 192 брабансонских жеребца и 66 кобыл. В 1936 г. организовано три госплемрассадника брабансонской породы – Починковский (Горьковская обл.), Мордовский (Мордовская АССР) и Гаврилово- Посадский (Ивановская обл). в дальнейшем из Гаврилово-Посадского рассадника выделились Александровский (Владимирская обл.) и Ярославский (Ярославская обл) рассадника. Брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Одна из важнейших особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключено в их добронравие, высокой работоспособности, скороспелости и в способности устойчиво передавать эти качества своему потомству при скрещива¬нии с другими породами. Но было одно большое «Но». Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому российскому климату. Они страдали мокрецами, некоторые гниением стрелки. Скрещивание с местными кобылами сухой конституции и селекционная работа, эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение брабансонов не удовлетворяло отчественных коннозаводчиков, которые хотели чтобы кроме силы в лошадях была гармония и красота форм. Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала самой многочисленной среди других тяжеловозных пород страны. Попу­лярность ее объяснить просто — эти лошади по своим основным качест­вам: рабочим, мясным и молочным, в комплексе существенно превосхо­дят лошадей других тяжеловозных пород. 14 июля 1952 года Министерство сельского хозяйства СССР официально переименовала и утвердило новую породу – советскую тяжеловозную.

image

Отличительная особенность экстерьера

Экстерьер советских тяжеловозов может быть охарактеризован следующим образом: голова среднего размера, сухая, шея средней длины или короткая, широкая мускулистая, холка низкая, широкая; спина нередко мягкая, поясница средней длины, круп длинный, широкий, раздвоенный, часто бывает свислый. Грудная клетка широкая, глубокая. Скакательный сустав нередко саблистый. Общее строение гармоничное. Темперамент энергичный, движения свободные. Из недостатков встречается запавшие запястье, сырость суставов. В настоящее время различают три типа: починковский (массивный), мордовский (облегченный) и средний (перевозский). Починковский тип сформирован при использовании брабансонов, это лошади массивного телосложения, им свойствена сырость конституции, но при этом лошади починковского типа отличаются особенно ярко выраженной породностью. Тип лошадей Мордовского завода формировали не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффольской породы. Лошади этого завода среднего роста и компактного сложения. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль сыграл выводной из Англии суффольк Сюдборн Пионер, рыж,, 1914 г. Поголовье лошадей Перевозского завода комплектовали в основном за счет племенного материала Мордовского завода и, в меньшей мере, Починковского, а также лошадей из колхозов. Именно на этой основе там собран весьма ценный маточный табун, который представлен лошадьми среднего калибра и гармоничного сложения. Основная масть это рыжая, рыже –чалая, реже гнедая, вороная, гнедо и вороно-чалая. Средние промеры: жеребцы – 164-172-210-26; кобылы – 162 – 170 – 205 – 24,5

Направление использования

Уже в далеком 1957 г. коннозаводчики страны стали свидетелями выдаю­щегося рекорда грузоподъемности, установленного жеребцом советской тяжеловозной породы Форсом, рожденным в 1951 г., на Тамбов­ском ипподроме. Он вывез груз, размещенный на целом «поезде» — сцепе не­скольких повозок — его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние — 35 м. Это был абсолютный рекорд для тяжеловозов. Советский тяжеловоз универсален — он энергичен, вы­нослив и хорошо идет не только шагом, но также рысью с грузом. Рекорды работоспособности лошадей советской тяжеловозной породы: - срочная доставка груза рысью, сила тяги 50 кг. – коб. Рафия, 1960 г. (Краб – Рогатина) Починковского к/з - 4.53,0 - срочная доставка груза шагом, сила тяги 150 кг. – жер. Зубр, 1964 г. (Брамин – Звезда), Владимирская ГЗК – 11.51,8 - тяговая выносливость, сила тяги 300 кг – коб. Русалка, 1968 г. (Ливень – Реактивная), Починковского к/з - 2131,17 м. - максимальная сила тяги - Вятка, бур., 1976 г. (Краб – Венера), Мордовский конзавод - 888 кг. Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы при условиях хорошего кормления. Они могут выполнять сельскохозяйственные работы с 2,5-3-х лет, а с 3-х лет поступают в производящий состав. Плодовитость советских тяжело­возов средняя (выход жеребят в конных заводах 65—75 %). Срок племенного использования ограни­чен в большинстве случаев 16—17 годами. Отдельные производители и матки давали приплод до 20-летнего возраста и старше. Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период 1976—1982 гг. их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) — 3317 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины — 6173 л за 338 дней лактации. Жеребята в подсосный пе¬риод растут исключительно интен¬сивно, достигая к 6-месячному воз¬расту 365—375 кг и к одному году 525-540 кг. Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреб­лять дешевые объемистые корма характеризуют советскую тяжело­возную породу, как очень перспек­тивную для улучшения поголовья и при мясном направлении коневод­ства. Советский тяжеловоз прекрасный улучшатель местных лошадей, для повышения мясной продуктивности

Современное состояние породы

Селекционная работа с породой направлена на получение лошади желательного типа, которой должны быть присущи следующие особенности: крепкая конституция, правильный экстерьер, крупный рост (не менее 163 см для жеребцов и 160 – для кобыл), массивное телосложение, уравновешенный темперамент, высокая работоспособность, хорошие приспособительные качества к условиям разведения и использования, высокая хозяйственная экономичность. image Основными признаками селекции советских тяжеловозов являются: типичность, экстерьер, крупность, работоспособность. Желательно также проведение селекции по молочности, поскольку от ее уровня в значительной мере зависит качество выращиваемого молодняка. Оценка молочности имеет значение и для успешного использования тяжеловозов в кумысопроизводстве. При разведении советского тяжеловоза особое внимание необходимо на активный моцион лошадей и особенно взрослых кобыл в стойловый период. Поскольку тяжеловозы флегматичны, имеют замедленные и вялые процессы обмена, им совершенно необходим ежедневный принудительный моцион. Именно в результате отсутствия такого движения у кобыл наблюдаются тяжелые роды, ненормальное внутриутробное развитие молодняка, несвоевременный приход в охоту и другие негативные явления.