ФГБНУ ВНИИ коневодства

Першеронская порода

О породе

image

Исторические сведения

Першеронская порода лошадей выведена на территории современной Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов. О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади. Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для легкой конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей. Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы. Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт. Впервые в Россию першеронов завезли в 1850 году и этим было положено начало мероприятий по созданию в России своего производства тяжелоупряжной лошади. Однако, несмотря на достоинства першеронов, писал профессор Придорогин, «Выписка их в Россию, имея за собой в общем более полустолетия, никогда не могла выльится в неприрывную обширную струю, а имела перывистый характер, то заметно усиливалась, то ослабевая почти до полного прекращения» Одной из главных причин незначительного завоза першеронов в Россию, как отмечал профессов П.Н. Кулешов, являлись высокие цены на них. Хорошие жеребцы першеронской породы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских и клейдесдальских лошадей того же класса. Спрос на першеронов всегда был большой и эта порода не так давно была одной из самых распространенных в Европе, Африки и Америки. Такое широкое распростанение этой породы обусловлено рядом ценных качеств, хороший экстерьер, крупный рост, добронравние, крепкое здоровье, долголетие, высокая грузоподъемность, сочитающейся с хорошими аллюрами. Первая и основная племенная работа в России с першеронской породой велась в Хреновском конзаводе, Воронежской обл., причем применялось два метода развидения: чистопородное и скрещивание. Так, в 1903 году в заводе из 122 кобыл першеронской породы только 14 голов (11,5) были чистопородными, а остальные помесные. До 1914 г. в заводи проводили скрещивание першеронов с брабансонами, арденами, арабами и рысаками. В итоге проведение целеустремленной работы, завезенные из Франции першеронские лошади в условиях России были преобразованы в новый тип тяжелоупряжных лошадей. О том, что был выведен новый тип лошадей, кандидат с/х наук О.И. Каркуш в книге «О лошади», еще в 1954 г. писал «Хреновской конный завод вывел вскоре свой тип лошади, отличавшийся от типа першеронов, разводимых в Западной Европе и Америке, получивший название «Хреновской»…» Хреновской конный завод, имевший 10 першеронских кобыл, поставлял племенных першеронов в созданные в 30-е годы конные заводы по разведению першеронов, а также в Государственные заводские конюшни, и на плменные фермы колхозов и совхозов Воронежской области. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году весь племенной состав был эвакуирован на восток, где на его основе был организован Октябрьский конный завод. А так же в Тамбовской области функционировал с-з «Ракшинский», Тамбовская ГЗК, Новотомниковский к/з. К сожалению к 70-м годам 20 столетия эти хозяйства прекратили свое существование.

Отличительная особенность экстерьера

В России в результате централизованной племенной работы с породой, отличных от их родины климатических условий и иного кормления, был создан особый тип русского першерона, который качественного отличался от зарубежных аналогов. Это были очень породные лошади с хорошими экстерьерными формами и высокими рабочими качествами. По своей красоте, гармонии и экстерьерным формам они чем-то отдаленно напоминали своих далеких предков – арабских лошадей, но только в тяжеловозной отделке. «Русский першерон» имеет массивное пропорциональное телосложение, голова у них крупная, широколобая, сухая, с прямым или выпуклым профилем, шея длинная или средняя, мускулистая, холка хорошо развита, спина прямая, иногда с уложиной к холке или немного мягковата, поясница ровная, крепкая, круп длинный, раздвоенный, слегка свислый; грудь широкая, глубокая, с округлым ребром, лопатка косая, длинная, конечности средней длины, сухие, с хорошо развитым суставами и сухожилиеми, копыта широкие, плосковатые, но крепкие, мускулатура туловища и конечностей развита хорошо. Оброслость гривы и хвоста и щеток умеренная. Масть преимущественно серая, реже вороная. Они долговечны, нередко доживают до 20-25. Темперамент энергичный, характер добронравный. Кобылы обычно высокомолочны и плодовиты. Особо следует отметить такие редкие качества для тяжеловоза, как исключительная породность, красота и гармония форм, а также нарядность – признаки унаследованные от далеких предков – арабских лошадей. Першероны из Франции крупного роста, с исключительно мощным корпусом, а также довольно грубым, массивным костяком. Всем им в той или иной степени присуща общая сырость конституции, а отдельным – флегматичный темперамент. По экстерьеру лошади весьма небезупречно, характерными являются недостатки: грубая голова, мягкая спина, сильная свислость крупа, неправильная постановка и сырость конечностей. Лошади недолговечны. Как правило кобылы этого типа обладают пониженной плодовитостью. Направление использования Першеронские лошади отечественной популяции обладают прекрасными рабочими качествами, долголетием и спокойным темпераментом. Способность быстро бежать с грузом на большое расстояние – одна из характерных черт, отличающих першерона от других пород Западной Европы.

Рекорды першеронских лошадей
Вид испытаний Кличка рекордиста, происхождение владелец. Рекорд, год испытаний
Скорость доставки груза шагом на 2000 м (сила тяги 150 кг) Сбоистая, вор., 1983 г. (Бедуин – Спорная) Октябрьский к/з 14.20,0 1988 г.
Скорость доставки груза рысью на 2000 м (сила тяги 50 кг) Скирда, вор. 1980 г. (Бедуин – Стройка) Октябрьский к/з 5.49,0 1989 г.
Тяговая выносливость (пройдено метров с силой тяги 300 кг) Слива, сер., 1965 г. (Идеал – Система) Октябрьский к/з 138,0 м 1976 г. – Абсолютный рекорд
Максимальная сила тяги, кг Силикат, сер., 1954 г. (Сапер – Сосна) Колхоз им. Докучаева, Воронежская обл. 820 кг 1960 г.

Неудивительно, что из всех тяжеловозных пород в цирке чаще всего встречались именно русские першероны.

Современное состояние породы

Общее количество племенных кобыл першеронской породы составляет 41 голова. Племрепродуктор: ООО «Роща» (Саратовская обл.) – французские першероны КФХ Кузнецов С.А. (Ульяновская обл) - першероны отечественной популяции. Количественный потенциал першеронской породы всегда был не очень велик, но за последние годы он резко сократился.

image