Официальный сайт

Тел/факс: (4912) 24-05-39; 24-12-84: 95-78-71

E-mail: vniik08@mail.ru 

 

 

Исторические сведения

История ее создания начинается с середины XIX века, когда появилась необходимость в хорошей рабочей лошади.

Ввоз в Россию арденских жеребцов горного типа начался с половины XIX  века, планомерную работу с этой породой у нас стали вести с 60-х годов XIX века. В 1861 г. начали разводить арденов в Петровской (ныне Тимирязевской) с/х академии и в Чесменском конзаводе, Воронежской обл. В 1868 г. в заводах Кочубея и Чаплиц в Полтавской губерни и в 1872 г. в Деркульском государственном конном заводе. Успех разведения арденов в этих заводах, особенно в Чесменском, побудил заняться ими ряд других коннозаводчиков и к 1904 г. в России было уже 376 конных заводов, в которых разводили арденов. В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками лошади, имели некрупный рост (147-150 см), но обладали выдающимися приспособительными качествами к суровым природным условиям Арденнских гор, отличительной особенностью арденов была их скороспелость. А также обладали хорошей подвижностью, сухостью конституции.

В начале XX века в ГЗК и конных заводах стали уделять больше внимание крупным тяжеловозам, причем во многих заводах арденских кобыл стали крыть брабансонскими жеребцами и переходить на разведение этой породы. Измениение в направление племенной работы с арденами в России было вызвано, как и в других странах, усилением спроса на крупную рабочую лошадь для растущих городов.

Сохранили в основном прежнее направление в работе только небольшая часть заводов, которые и оставили след в современном составе русских арденов.

Ведущее место в разведении арденов вначале занимал Чесменский к/з, который был основным поставщиком производителей для других конных заводов и ГЗК. В конце 19, вначале 20 века,  с переводом арденов Чесменского к/з в Першино и ухудшением племенной работы с этой группой лошадей, ведущие место занял Дубровский к/з.

В Першине (Тульская обл.), куда был передан племсостав Чесменского конзавода, в начале девяностых годов 19 века, прежнее направление работы резко изменилось. Во – первых, завод был пополнен довольно разнотипичной группой выводных кобыл, среди которых были и мелкие ардены и крупные брабансонского типа. Затем начата была работа по укрупнению продукции путем использования брабансонских жеребцов, и наконец, было применено прилитие рысистой крови через жеребца Размаха.

С 1910 года   использование здесь в качестве производителей крупных брабансонов приняло массовый характер. Все это привело к утере однотипичности поголовья, которой отличался Чесменский завод.

Деркульский государственный конный завод начал работу с арденами в 1879 г. в маточном составе было немного арденских кобыл, в большинстве же были помеси першеронов, датских, английских каретных, рысаков и арабских лошадей. Арденское отделение не было четко выделено в заводе и отмечены случаи, когда першеронские кобылы «за малый ростом» переводились в арденское отделение.

В 1890 году все тяжеловозы из Деркуля были переведены в Хреновое, где так же, как в Першинском к/з, стали крыть арденских кобыл не только с арденами, но и брабансонскими жеребцами.

В Дубровском к/з арденское отделение было организовано в конце 19 века. Наряду с деркульскими кобылами, с прилитием першеронской крови, в маточный состав были включены отдельные арденские кобылы Чесменского завода. В результате умелого использования этих жеребцов  Дубровского к/з создал своей тип тяжеловоза более мелкого, чем в Чесменском к/з, но более широкого. В Дубровском к/з проводился строгий отбор по типу. В этом заводе были выведены основные продолжатели старых линий - Караул и ряд его детей, Запой с сыном Поденщиком (родоначальник ныне существующей линии), а также линия Ларчика.

Основная часть породы создана путем сложного межпородного скрещивания старого горного ардена и ряда других пород, как тяжеловозных, так и быстроаллюрных. Долголетняя работа по консолидации желательных типов путем отбора и подбора, направленного на выведение новой породы увенчалась успехом, к началу ХХ века наш арден стал особой породой, не имеющей идентичных представителей в других странах. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., (Колпак II – Булка), получивший золотую медаль.

В 1923 году арденские лошади Дубровкого к/з были переведены в Ново-Александровкий к/з, куда в 1929 г. был переведен также арденский состав Мариупольской народной фермы. Арденское отделение Хреновского к/з после временной эвакуации, было передано в 1925 году в Першино, оттуда все ардены в 1927 г. были переведены в Уральский, а в дальнейшем в Куединский к/з (ранее Молотовской области, ныне Пермский край)

«Русский арден»  имел далеко не идеальный экстерьер, но самым существенным недостатком был мелкий рост. Такая лошадь не соответствовала требованиям, предъявляемых к рабочей лошади. Работа по созданию новой породы продолжалась и в 1952 году была официально утверждена новая отечественная порода лошадей – русская тяжеловозная.

Отличительная особенность экстерьера

Голова у русских тяжеловозов сухая, легкая, широколобая, с «живым глазом»; шея мускулистая, красиво изогнутая и достаточно длинная; холка широкая; спина широкая, длинная, иногда мягковатая; поясница ровная, широкая и мускулистая, пах короткий; круп широкий, раздвоенный, нормального наклона; грудная клетка бочкообразного строения; ноги недлинные, сухие, крепкие, задние нередко немного саблистые; оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые, длинные. Масть преобладает рыжая, реже гнедая, гнедо-чалая, рыже-чалая,  бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Темперамент русских тяжеловозов энергичный, уравновешенный, характер добронравный, конституция крепкая, сухая. Особенно ценное качество их - неприхотливость к корму, условиям содержания и способность хорошо "держать тело". Русские тяжелоозы относятся к группе мелких тяжеловозов.  Средние промеры: жеребцов  -155 – 167 – 215 – 22; кобыл – 152,6 – 164,3 – 198,6- 21,5. Различают два типа –  это уральский и вологодский (укрупненный)

Уральский тип представляет свобой классического русского тяжеловоза, рост 150-152 см, удлиненного формата, с акуратной головой, с хорошими приспособительными качествами.

Укрупненный тип русского тяжеловоза образовался в Вологодском конзаводе при более благоприятных климатических условиях, лучшем кормлении и при использовании кросса двух крупнорослых линий Градуса и Свиста. Это крупные лошади (высота в холке отдельных жеребцов достигает 163 см), часто имеют укороченный формат, многие представители имеют грубую голову.

Движения у русских тяжеловозов свободные, они обладают хорошим шагом и рысью.

Русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. При более крупном росте унаследовали высокие приспособительные качества горных арденов и поэтому относительно лучше лошадей других пород переносят неблагоприятные условия жизни и являются незаменимыми в наиболее суровых условиях континентального климата Сибири, Урала и степных регионов Юго-Востока страны.

Ценными биологическими и хозяйственными качествами русских тяжеловозов является их долговечность и высокая плодовитость. Срок племенной службы многих лучших жеребцов и кобыл продолжается до 25-летнего возраста.

Зажеребляемость кобыл при нормальных условиях содержания – высокая. Выход жеребят составляет в конных заводах 80-85%, а в наиболее благоприятные годы достигает 90-95%.

Направление использования

Русские тяжеловозы в полной мере отвечают потребностям сельского хозяйства по своим рабочим качествам, так как обладают достаточной грузоподъемностью, подвижностью и выносливостью.

Рекорды работоспособности лошадей русской  тяжеловозной породы:

- срочная доставка груза рысью, сила тяги 50 кг. – коб. Геральдика, 1962 г. (Локон - Гроза)  Новоалександровского к/з  - 5.20,4

- срочная доставка груза шагом, сила тяги 150 кг. – коб. Наколка, рыж., 1980 г. (Ладан – Наклейка) Пермского к/з – 13.00,0

- тяговая выносливость, сила тяги 300 кг – коб. Палатка, рыж., 1962 г. (Лавр – Поблажка), Новоалександровского к/з – 1091,60 м.

- максимальная сила тяги  - жер. Рулет, бур., 1979 г. (Прибой – Реформа), Мстиславского к/з -  869,5 кг

Они отличаются уравновешенным темпераментом, добрым нравом и послушанием – очень ценными качествами для рабочей лошади. Эти же качества, и достаточно высокая молочность кобыл позволяет считать русского тяжеловоза наиболее подходящей породой и для кумысных ферм

Максимальная молочность показала кобыла Лукошка, т.-рыж., 1969 г. (Кокетливый – Лаба) – 3109 л. за 197 дней лактации (со 2 го месяца после выжеребки)

Современное состояние породы

В настоящее время численность маточного поголовья русской тяжеловозной породы составляет 438 голова.

Всего хозяйств,  разводящие русскую тяжеловозную породу и регистрирующих лошадей в Госплемкниге 14. Из них:

- Племенные заводы:

СПК ПКЗ «Вологодский» (Вологодская обл.),

АО ПКЗ «Куединский» (Пермский край),

ООО «Дружба» (Удмуртская Республика),

ПЗ «Семеновский» (Республика Марий Эл)

- Племенные репродукторы:

БУ РА «Горно-Алтайский СИЦ», (Республика Алтай),

ГБУ «ГК с ипподромом «Оренбургская» (Оренбугская обл.)

ООО «Россия» (Удмуртская Республика)

 

 

 




 
 Copyright © ВНИИК, 2017